Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки - диплом по педагогике
Не нашли нужный чертёж? Тогда просто закажите его у нас!
Актуальность проблемы развития творческого воображения школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческого воображения выступает как актуальный.
413 1

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки - диплом по педагогике

98.00 RUB

392.00 RUB

Актуальность проблемы развития творческого воображения школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческого воображения выступает как актуальный.

Если у вас есть промокод, то воспользуйтесь им.
На указанный E-mail адрес вы получите ссылку для авторизации.

Научно-теоретические основы развития воображения заложены в трудах Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Челпанова, Д.Б. Эльконина. Также развитие воображения рассматривалось зарубежными исследователями: В. Вундтом, Ж. Пиаже, Т. Рибо, К. Юнгом.

Проблема развития творческого воображения была отражена в трудах исследователей в области музыкознания и музыкальной педагогики С.М. Аскеровой, В.И. Петрушина, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпина. В них раскрыта структура, роль, место воображения в приобщении к искусству. Общественные потребности определяют настоятельную необходимость в формировании творческой личности, готовой проявить активное отношение к окружающей действительности, к внесению новых идей, к поиску и решению возникающих задач. Творческий человек трудится с увлечением, энтузиазмом, не жалея сил и времени. Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Всюду, где отсутствует установка на развитие самостоятельности, инициативы, творческого начала личности, их место начинает заполняться бездумным исполнительством. А ведь наше время требует подготовки людей к творческому, компетентному, ответственному и эффективному участию во всех сферах общественной жизни.

В младшем школьном возрасте воображение, формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, может переходить и в другие виды деятельности. Изучение процесса творчества и путей развития творческого воображения чрезвычайно важно для эффективной подготовки творчески мыслящих людей во всех видах профессионального труда. Поэтому во всех звеньях школы (начальной, средней, высшей) следует обращать внимание на максимальную стимуляцию устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости в разрешении творческих задач.

Музыкальное искусство обладает широким спектром художественных средств, способных помочь в развитии воображения. Музыкальная педагогика также накопила значительный методический потенциал для развития творческого воображения детей в процессе музыкально-эстетического воспитания и обучения. Занятия музыкой предоставляют значительные возможности для развития важнейшего механизма личности, каким является творческое воображение. В то же время существующие методики развития творческого воображения разработаны не для уроков музыки. То есть проблема состоит в адаптации развивающих игр и упражнений, перенос их в среду общеобразовательной школы и проверки их эффективности в условиях урока музыки.

Воссоздание целостного образа в основном характерно для учащихся 3-4 классов. Целостность образа зависит не только от количества отражаемых признаков, но прежде всего от их композиционного расположения. Наряду с развитием целостности образы воображения младшего школьника становятся все более и более дифференцированными.

При общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью творческое воображение младшего школьника становится все более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности [11, с.205].

Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. В дальнейшем появляется творческая переработка. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Без этого ему трудно создавать образы воображения. Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создавать новый образ [10, с.202].

Основное направление в развитии детского воображения - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обуславливается накоплением знаний и развитием критичности мышления [10, с.202].

Проблема развития творческого воображения в младшем школьном возрасте представляет собой научный и практический интерес, так как воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяет представлять результат труда до его начала.

Цель исследования: выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игр и упражнений.

В литературных источниках недостаточно информации о методах развития творческого воображения школьников. Существует практическая необходимость разработать методические приемы для активизации развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Фактически взять существующие приемы и наполнить их музыкальными средствами.

Объектом исследования является процесс развития творческого воображения младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки.

Гипотеза исследования: процесс развития творческого воображения будет проходить более эффективно если:

в существующие педагогические условия развития творческого воображения добавить музыкально-эстетическую составляющую;

разработать программу по развитию творческого воображения с помощью музыкальных средств.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

. Проанализировать научную и методическую литературу по изучаемой проблеме;

. Изучить влияние развивающих игр и упражнений на формирование творческого воображения учащихся четвертых классов;

. Разработать и апробировать программу по развитию воображения младших школьников на уроках музыки;

4. Определить эффективность данной программы.

Для решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы:

По этому критерию различаются:

1. Произвольное, или активное, воображение - процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением. Характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Есть два его вида:

1) творческое (продуктивное) воображение. Отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

2) воссоздающее (репродуктивное) воображение. При его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Именно активное воображение необходимо специально развивать.

. Непроизвольное, или пассивное, воображение - это свободное, неуправляемое возникновение образов. Заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не выполняются или вообще не могут быть выполнены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть:

) преднамеренным - создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности;

) непреднамеренным - наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

  1.    Новые     образы возникают, как правило, под     воздействием мало осознанных или     неосознанных потребностей. Непроизвольное     воображение действует тогда, когда     человек фантазирует или мечтает без     определенной цели, спит или дремлет.     Продукты непроизвольного воображения     - это сновидения, свободные фантазии,     грезы, страхи, галлюцинации.

Произвольное, активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое. Основанием для такого разделения является оригинальность, уникальность создаваемых образов.

В тех случаях, когда создающийся у человека образ хотя и является субъективно новым, но объективно отражает уже существующее, говорят о воссоздающем воображении. Например, можно представить себе песчаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там не приходилось.

Творческое воображение - предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:

work3.rtf
3.204 Мб

Похожие работы


Реферат на тему "Урбанизация в Беларуси. 
Причины, особенности и последствия."
655 4
Бесплатно
Причины, особенности и последствия урбанизации в Белару...
Здравоохранение в социальной сфере
404 9
Бесплатно
Здравоохранение как элемент структуры социальной сферы
Реферат на тему лидерства женского пола в обществе
Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования в 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе,
364 25
Бесплатно
Барьеры в обществе против женского лидерства и его перс...
Реферат о важности документации
508 10
Бесплатно
Документ и его место в системе управления
Реферат об обществе как совокупности областей
Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.
579 33
Бесплатно
Социальная структура и ее элементы. Социальный интерес
Целью данной работы является анализ социологии как науки.
546 20
Бесплатно
социология - Социология как наука. Объект и предмет соц...